Старт пилотного проекта по маркировке “молочки” положен

15 июля 2019 года в России стартовал проект по маркировке молочной продукции в пилотном режиме. Согласно Постановления Правительства РФ № 836 от 29.06.2019 г. эксперимент будет проведен до 29 февраля 2020 года. Оператором проекта выступает Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).

Сегодня, спустя одну неделю после запуска пилота, можно подвести первые итоги. Для участников рынка внедрение проекта по маркировке товара позволило на практике “притереться” к нововведениям и предлагаемым технологическим процессам. Несмотря на определенные “нервозности” со стороны предприятий, день за днем процесс маркировки оттачивался в производстве. Паники нет, остановки в работе бизнеса тоже нет, ЦРПТ в полной готовности помогать организациям решать любой возникающий вопрос.

По окончании пилота все предприятия будут полностью подготовлены к обязательной маркировке молочной продукции – цифровой код будет наноситься производителем или импортером на некоторые категории товаров (молоко, сливки, сгущенное молоко, йогурт, кефир, сливочное масло, мороженое, сыры, творог). Код сканируется при проверке товара, при приеме его на складе или продаже в магазине.

Для того, чтобы избежать дублирования данных, будет произведена интеграция двух систем:

  • ГИС “Меркурий”, оператором которой является Россельхознадзор, будет отслеживать сырье до завода;
  • Честный ЗНАК”, оператором которой выступает ЦРПТ, – каждую единицу готовой продукции до конечного потребителя.

mercury-i-chestnyi-znak

Итогом такой работы станет полное отслеживание продукции, что гарантирует конечному клиенту получение безопасного и качественного товара. Система “Честный ЗНАК” интегрирована с онлайн-кассами в рознице. Она предоставляет кассиру информацию о свежести товара, и блокирует “просрочку”, что гарантирует защиту от продажи просроченного товара. Помимо этого мобильное приложение “Честный ЗНАК” предоставит потребителю данные о легальности конкретного продукта.

Вернемся к “молочке”. ЦРПТ работает в молочной сфере с 2018 года совместно с такими предприятиями как Unilever, “Вакинское Агро”, “Галактика”, “Шахунское молоко”, экологическое хозяйство “Спартак” и др. Среди розничных сетей это “Лента”, “Магнит”, X5 Retail Group (Карусель, Перекрёсток и Пятёрочка) и интернет-магазин Озон. Всего в рабочую группу входит более 30 компаний.

На Петербургском международном экономическом форуме, который проходил в июне 2019 года, компания “Галактика” одной из первых подписала соглашение с ЦРПТ о сотрудничестве. Игорь Дю, учредитель “Галактики” абсолютно согласен с политикой Центра, ведь цель у них общая – обеспечение пищевой безопасности на российском рынке. А прослеживание товаров через маркировку позволит покупателю узнать о продукте всё: от сырья и наименования производителя до сроков реализации конкретного товара.

Компания “Вакинское Агро” гарантирует своему покупателю высокое качество продукта, ведь в их производстве используется исключительно натуральное молоко. Поэтому для них важен проект внедрения маркировки. Клиент в любое время сможет сам удостовериться в подлинности продукции и затем стать постоянным покупателем.

Оставшиеся категории молочной продукции (молоко, кефир, йогурт, творог), нетронутые первой волной молочной сертификации, с 1 ноября 2019 года необходимо будет сертифицировать в электронной системе “Меркурий”. В данный момент ГИС “Меркурий” уже отслеживает поступление необработанного молока на заводы предприятий-переработчиков.

Обязательная маркировка молочных продуктов начнется с марта 2020 года. Соответствующий документ был подписан Дмитрием Медведевым в июне 2019 года.

Ранее крупнейшие переработчики молока высказывались против введения системы “Меркурий”. Маркировка готовой “молочки” имеет больше смысла, чем получение электронных ветеринарных сертификатов. Такое мнение высказывала Марина Балабанова, вице-президент по корпоративным отношениям Danone в России и СНГ. Россельхознадзор не прислушался, настояв на внедрении “Меркурия”.

Руководство Центра развития перспективных технологий не раз говорило о том, что российский бизнес уже имел опыт работы по маркировке товара. Прежде, чем маркировка станет обязательной, правительство тестирует ее в рамках “пилотов” в разных отраслях рынка:

  • Табачная, меховая и обувная отрасли стали первопроходцами по нанесению цифровых кодов. Эксперимент прошел успешно, и это позволило проекту идти дальше. На всей территории России с 1 июля 2019 года немаркированные табачные изделия прекратили выпускаться. Все компании-производители данной сферы рынка официально зарегистрированы в системе и работают по новым правилам. Согласно полученным данным, ежедневно поступает информация о 32 млн пачек табачных изделий, обрабатывается 120 тыс. чеков.
  • С лекарственными товарами обстановка аналогичная: обязательно маркируются препараты, подходящие под государственную программу “Высокозатратная нозология”.
  • В июле 2019 года маркировке подлежит обувь. Участниками эксперимента стали более 20 тыс. предприятий. Теперь любую обувь можно будет проследить от производителя до магазинной полки.

С 1 декабря 2019 года будет введена маркировка шин, пневматических покрышек, фотокамер. Также стало известно, что в период с 27 июня по 30 ноября 2019 года планируется запустить эксперимент по маркировке одежды.

Рассказать коллегам:
Меркурий Россельхознадзор вход в личный кабинет, официальный сайт mercury.vetrf.ru
Добавить комментарий